09:22 С 21 января в культуре новый министр. Что ждут от него в отрасли | |
С 21 января министром культуры стала Ольга Любимова, которая сменила на этом посту Владимира Мединского*.
Ольга Любимова родилась 31 декабря 1980 года в Москве. Отец — Борис Николаевич Любимов, театровед, и. о. ректора Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, заведующий кафедрой истории театра ГИТИСа. Мать — внучка актера Василия Качалова Мария Шверубович (1949–2018), была актрисой театра «Современник». В 2007 году Ольга Любимова окончила факультет театральной журналистики ГИТИСа по специальности «театроведение». С 2005 по 2012 год работала на телевидении. Занимала должности шеф-редактора в «Московии», руководителя группы итоговой информационно-аналитической программы «Культура», старшего продюсера документального кино на телеканале «ТВ3». В 2015–2016 годах Ольга Любимова была советником отдела государственной поддержки неигровых национальных фильмов Департамента кинематографии Минкультуры. В 2016 году заняла должность заместителя директора Дирекции социальных и публицистических программ «Первого канала». В апреле 2018 года возглавила Департамент кинематографии Минкультуры. Представление нового министра культуры Даниил Крамер, джазовый пианист, народный артист, академик РАИ Про нового министра я знаю немного, но то, что знаю, мне нравится. Она из интеллигентной семьи, правнучка Качалова. Знает мир искусства и мир критики. При этом она профессиональный управленец. Если она сумеет пустить все это на благо, будет здорово. Мне бы хотелось увидеть больше прозрачности в сфере культуры. То, что я читал про нее, говорит, что она как раз занималась тем, что деятельность подведомственных ей учреждений становилась более прозрачной. Я бы хотел, чтобы гораздо больше внимания уделялось тому, что называется истинной культурой, чтобы ситуация изменилась — от безумного удовлетворения запросов, которые никогда не идут на пользу, в сторону формирования запросов. Политика рейтинговости привела к заколдованному кругу. Сформировался низкопробный спрос, а теперь и телевидение, и кино вынуждены ему соответствовать. Может быть, министр, который, видимо, обладает хорошим вкусом и получил, насколько я понимаю, очень хорошее образование, сможет качнуть ситуацию в сторону формирования спроса, а не удовлетворения спроса. Глобально мне бы хотелось, чтобы культура в России перестала существовать на жалкие дотации, остатки от бюджета. Культура во всем мире великолепно зарабатывает деньги и кормит государство. Но, увы, для этого надо многое менять уже не в сфере культуры, а в сфере налогов, законов. Но этого пока не происходит. Светлана Цыганова, председатель Российского профсоюза работников культуры От имени профсоюза хочу сказать — мы надеемся, что новый министр займется вопросами роста заработной платы и сохранения действующих социальных льгот для работников культуры. Хочется, чтобы Ольга Борисовна уделила внимание правовому статусу ДШИ, которые «зависли» между образованием и культурой. Илья Сакмаров, президент фонда «Новая культура» Я сужу о новом министре с позиции руководителя некоммерческой организации, которая специализируется на интернет-проектах в области оценки музыкальных аудиозаписей и сохранения цифрового культурного наследия. Пока я не смог разглядеть чего-то сверхобнадеживающего в новом назначении. Единственное, что подкупает в личности Ольги Любимовой, — это ее богатый опыт участия в производстве аудиовизуального контента. Этот факт делает нового министра своего рода единомышленником музыкальных и других продюсеров современного искусства. Допустим, по данным личного блога Ольги Любимовой от 2008 года, она не любит классическую музыку, но следует ли из этого, что ей интересны какие-то современные произведения и что они достойны поддержки? Лично я буду рад, если в 20-х годах ослабнет тренд в области сохранения так называемой исторической памяти, заданный бывшим министром Владимиром Мединским. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы сможем оценить новые инициативы министра в связи с цифровой трансформацией культуры. Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ответственный Высшего совета партии «Единая Россия» за реализацию нацпроекта «Культура» Именно благодаря культуре из массы отдельных людей появляется общество, народ, Россия. Культура важнее обороны и экономики. Потому что если в обществе нет единства по принципиальным вопросам, то такое общество разваливается несмотря на военную и экономическую мощь. Что и происходило уже в России в 1917 и в 1991 годах. «Культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности». Путин сказал эти слова еще в 2013 году. Принципы и ориентиры государственной культурной политики были детально разработаны под руководством Мединского в 2013–2018 годах. Проблема в том, что принципы и ориентиры есть, а единой государственной культурно-образовательной политики до сих пор нет. Потому что Министерство культуры, вопреки своему названию, вовсе не отвечает за культуру в целом. Ведь к отрасли культуры относятся и средства массовой информации (включая интернет) — но это сфера Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Культура прививается через образование и воспитание — но это Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. А еще есть спорт, межнациональные отношения, народные промыслы, архивное дело — и все это также не имеет отношения к полномочиям Минкультуры. Появится ли на новых постах команда единомышленников, понимающих важность культуры для самого существования единой России? Ответ на этот вопрос может дать только руководство страны. Юрий Грымов, художественный руководитель столичного театра «Модерн» Я считаю, что любое движение — всегда к лучшему. И тот факт, что министром культуры стала женщина, тем более из известной московской семьи с большой историей, я нахожу крайне перспективным. Но вообще судить человека стоит по тому, что он делает, а не что говорит. В связи с новыми преобразованиями в правительстве отмечу главное: очень важно, чтобы новый министр культуры шел на диалог, а не превратил свою деятельность в поток обещаний. Важно, чтобы внимание министерских чиновников было сосредоточено на действенной помощи тем многочисленным энтузиастам, благодаря которым российская культура сохраняется и множится, а не на формальных «мероприятиях». В культурной сфере существуют проблемы, все мы об этом знаем. Говорить что-то более конкретное можно будет спустя какое-то время, когда станет ясно, как новое министерство станет решать вопросы. Большие изменения не происходят в одночасье, но все же надеюсь, что сегодняшние преобразования в правительстве повлекут за собой реальные перемены к лучшему. Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, народный артист Сейчас предположить что-либо трудно. Очень хорошо, что у нее большой опыт. Разумеется, она знает, что такое телевидение, что такое театр и, в какой-то степени, что такое кино. А что будет дальше, трудно сказать. Я знаю одно -косметическим ремонтом поправить ничего невозможно, нужны радикальные меры. Обязательная составляющая — сохранение киноискусства как такового. Оно должно развиваться. «Зеркало» Тарковского чиновники не принимали, их пугала необычность. На самом деле ничего ужасного или антисоветского в фильме не было. Напугала форма. Хотя фильм новаторский, развивающий кинопоэтику, киноязык, киноискусство. Это должно быть постоянным процессом. Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, кандидат филологических наук Я вижу здесь крепкую преемственность в политике. И на церемонии представления нового министра Ольга Борисовна об этом специально упомянула. Для меня это очень важно, потому что мне есть, за что сказать спасибо Владимиру Мединскому. Мне кажется, что одна из главных задач, которую Мединский поставил самому себе, — это максимально открытая система финансирования культурных проектов. Решения о финансовой поддержке очень многих проектов и программ принимали не чиновники, а экспертные сообщества. Именно при Мединском, но и при активном участии департамента Ольги Борисовны Любимовой была обнародована вся история государственной поддержки российского кинематографа, чего нет ни в одной стране мира, насколько я знаю. Эта программа открытости, мне кажется, тоже очень важна. Но все не может остаться, как прежде. Всегда что-то меняется. Человеческий фактор и фактор личности отменить невозможно. Знаете, когда к нам в гости приехала бабушка, внук ей сказал: «Бабушка, когда тебя не было, нам было нелегко, а когда ты приехала, то стало потяжелее». Вот хочется, чтобы в культуре все было наоборот. Как всякий оптимист, я надеюсь, что было хорошо, а будет еще лучше. Елена Харламова, министр культуры Московской области Мы не знакомы с Ольгой Борисовной лично. Но она, как и я, имеет телевизионный опыт. Поэтому я понимаю, в каком формате она будет работать. Надеюсь на то, что мы чуть больше обратимся к молодежи 16-35 лет. В год 75-летия Великой Победы нам предстоит большая просветительская работа с молодежью. Но еще важно поддержать ветеранов — работников культуры, бывших сотрудников музеев, театров, библиотек, кино и радиостудий, которые работали в тылу, сохраняли архивы, книги и экспонаты музеев. Уверена, что новый министр культуры способна реализовать эту важную миссию.
Фото Ольги Любимовой взято с сайта www.mkrf.ru Фото Даниила Крамера взято с сайта meloman.ru Фото Вадима Абдрашитова: Виталий Аньков/РИА Новости. | |
|
|
|
Поделиться: |
|
Всего комментариев: 0 | |